Про ноуты и Windows: ликбез для малограмотных
24.07.2008 16:51:35В комменты к позавчерашней новости от тов. SadKo понабежало онанимусов, которым, конечно, всё известно куда как лучше. Вдоволь покуражившись там, хочу пояснить и подытожить всё здесь, поскольку сам немало времени потратил на подобные вопросы.
Во-первых, диспозиция. Есть покупатель. Ему нужен ноутбук. Ноутбук должен удовлетворять каким-то требованиям пользователя, среди прочих значится маленький пунХт — ему не нужна ОС Windows. Какие у него есть варианты?
Есть варианты купить ноут без Windows. Такое бывает. В 95% случаев это самые дешёвые и простые комплектации, но если пользователя они устраивают, это идеальный вариант, сам принимал участие в приобретении такого.
Вопрос другой, когда пользователю необходимо что-то более серьёзное, а оно все укомплектовано Windows. И здесь вступает в игру второй персонаж, производитель. Потому что именно он купил у MS OEM лицензию (точнее, купил много лицензий за небольшие относительно коробочной версии деньги) и поставил её на ноутбук, став установщиком в терминах EULA.
Любая продукция, как правило, имеет какие-то правила использования, ограничения связанные с гарантией и прочее. На гарантийном талоне, например, расписаны условия гарантии и пользователь своей подписью подтверждает своё согласие с ними. Или не подписывается, но и гарантии тогда не имеет.
Не исключение и ОС Windows. Она подразумевает согласие пользователя с EULA, End User License Agreement. Так вот, пользователь может не согласиться с EULA по тем или иным причинам, ну вот, религия не позволяет, например, и всё тут.
На этот случай в EULA записано следующее:
By using the software, you accept these terms. If you do not accept them, do not use the software. Instead, contact the manufacturer or installer to determine their return policy for a refund or credit.
Говорит это ровно об одном: если вы не согласны с EULA, обращайтесь к тому, кто поставил Windows на вашу железку и решайте вопрос возврата.
Хитрые импортные товарищи давно смекнули, что на этом-то можно и подловить производителя (это ведь он поставил Windows на ноут), заявив несогласие с лицензией и потребовав возврата. Вот здесь самый главный момент — процедура возврата целиком и полностью определяется производителем.
У импортных товарищей это всё получалось довольно неплохо, возврату подлежала сама копия ОС, выдавались деньги за неё и всё, пользуй железку как тебе нравится.
А вот о своём опыте общения с производителями у нас я уже писал (ссылки все в начале), он, мягко говоря, никакой. Процедуры возврата либо не отрабатывались вообще, либо предусматривают возврат всего ноутбука с возвратом полной же его стоимости (первый вариант с 99% вероятности сведётся к этому). То есть, смысл теряется напрочь.
Вот, собственно, говоря, к чему мы приходим теперь. Benq это первый производитель в России, который решился в этом случае (несогласие с EULA), забрать назад только саму Windows (ведь всё остальное пользователя полностью устраивает) и вернуть деньги за неё же.
Что из этого следует? Из этого следует ровно одно: покупатель ноутбуков Benq, в случае несогласия с EULA, может вернуть назад Windows и получить за неё деньги. Относится ли это к другим производителям? НЕТ. Увы, нет, потому что для этого необходимо доказать в суде, что ОС не является неотъемлемой частью ноутбука (а является навязанным продуктом) и процедура возврата должна подразумевать возврат только ОС во всех случаях. А на данном этапе любой другой производитель вправе заявлять о том, что у него процедура возврата подразумевает только возврат вместе с ноутбуком.
О некоторых других аспектах.
По поводу возврата железных компонент (например, встроенной веб-камеры). Не надо путать тёплое с мягким. Когда ты приобрёл ноут, ты можешь делать с этим железом всё, что хочешь, сразу после того как был пробит чек. Для того, чтобы использовать Windows тебе необходимо сначала согласиться с EULA, несмотря на то, что ты уже её приобрёл вместе с ноутом. Иначе, ты не можешь её использовать в принципе. И это две большие разницы, деньги уже уплачены за всё, первым ты можешь пользоваться, а вторым нет.
И, поэтому, возврат по причине нежелания наличия той же веб-камеры будет рассматриваться в соответствии с другими нормами. Плюс, в этом аспекте есть и море выбора (комплектации одного ноута, ноуты разных производителей), в отличие от ситуации с предустановленной ОС.
По поводу продавцов. Продавец во всей этой истории стоит в стороне с грустным взглядом, поскольку он здесь вообще не при делах. Вопрос того, что пользователя не устраивает EULA, решается между пользователем и производителем. MS здесь, увы, тоже умывает руки, она полностью переложила здесь ответственность на установщика (которым является производитель) и установщик с этим согласился.
Продавец не может своими корявыми ручками изъять лицензию и продать кому-нибудь другому, потому что он к этому вопросу не имеет никакого отношения и, при случае, за такую самодеятельность, может очень нехило получить по шапке. Это может сделать только представитель производителя, то есть, авторизованный сервис-центр. Задача продавца одна — взять деньги, выбить чек, поставить печать в гарантийке и выдать коробку с ноутом. Всё.
Собственно, я неоднократно говорил, что я лично разговаривал в разных магазинах на предмет того, чтобы продавец забрал себе эту копию Windows и снизил цену на ноут. И ни один не согласился. Почему, написано выше. Возможно, конечно, какая-нибудь мелкая конторка на свой страх и риск, в нарушение всей цепочки и лицензии, за это возьмётся. Но это будет незаконно, потому что, повторюсь в двадцать пятый раз, вопрос несогласия с EULA решается между пользователем и установщиком (а им, в десятый раз повторюсь, является производитель).
То, что, возможно, продавец поучаствует в процессе непосредственной выдачи денег, это уже детали.
Про деньги. На реплики в духе «да фули эти 74 бакса, я за час больше заработаю, чем тут бегать» могу только процитировать тов. Вассермана: «любую цену всегда платят из чужого кармана». И при реальной возможности вернуть уже уплоченные 74 бакса за то, что тебе даром не нужно, глупо ею не пользоваться.
Про Microsoft. Реплики о том, что MS вот такие молодцы, коли чего-то вернули, неуместны. Не, MS действительно молодцы, нельзя не восхититься тем, как ловко они работают, потому что MS не вернула ничего. Вернул деньги производитель, который имел дурость купить и поставить эту ОС. MS тут уже давно не при делах, о чём недвусмыслено в своём же письме они и сказали. Кошка бросила котят, так сказать.
Про ПЕАР. Да, да, да, это конечно же шикарный повод для ПЕАР-а Benq. Более того, если у Benq в России манагеры не дураки (ну а в свете последних событий, думаю, можно сказать, что это так), они должны выжать из этого события всё. Пускай каждое упоминание Benq как первого производителя ноутбуков, вернувшего деньги за Windows пользователю, режет серпом по яйцам конкурентов, заслужили.
В частности, это отличный повод спустить вниз по авторизованной сервисной сети формализованный порядок действий при возврате, дабы впредь это делать чётко, быстро и, что немаловажно, везде в России. Конечно, об этом стоит рассказать в новостях и интервью. Имеет смысл также отследить количество возвратов через годик и посмотреть, как оно кореллирует с ростом продаж, о чём, возможно, тоже будет что сказать. Ну а каждое слово, см. выше, серпом по яйцам конкурентов.
Benq у нас на ноутбучном рынке игрок мелкий, так что, возможно, приобретающая красноглазая публика и весь поток ПЕАР-а (повторюсь, совершенно обоснованного) сможет сколь-нибудь заметно повлиять на продажи. И это было бы интересно.
Ну и, собственно, голосуйте рублём.
P.S. Если я в чём-то глубоко заблуждаюсь (в правовых отношениях всей цепочки, например), можете поправить. Но, по-моему, как-то так.